События¶
Подавляющее большинство функционала Node.js применяет асинхронную событийную архитектуру, которая использует специальные объекты - эмиттеры для генерации различных событий, которые обрабатываются специальными функциями - обработчиками или слушателями событий. Все объекты, которые генерируют события, представляют экземпляры класса EventEmitter
.
С помощью функции eventEmitter.on()
к определенному событию по имени цепляется функция обработчика. Причем для одного события можно указать множество обработчиков. Когда объект EventEmitter
генерирует событие, происходит выполнение всех этих обработчиков.
Рассмотрим применение объекта EventEmitter
и событий. Для этого определим следующий файл app.js
:
const Emitter = require('events') let emitter = new Emitter() let eventName = 'greet' emitter.on(eventName, function() { console.log('Hello all!') }) emitter.on(eventName, function() { console.log('Привет!') }) emitter.emit(eventName)
Весь необходимый функционал сосредоточен в модуле events
, который необходимо подключить. С помощью функции on()
связываем событие, которое передается в качестве первого параметра, с некоторой функцией, которая передается в качестве второго параметра. В данном случае событие называется greet
.
Для генерации события и вызова связанных с ним обработчиков выполняется функция emitter.emit()
, в которое передается название события.
И при запуске приложения будут вызваны все обработчики:
Передача параметров событию¶
При вызове события в качестве второго параметра в функцию emit
можно передавать некоторый объект, который передается в функцию обработчика события:
const Emitter = require('events') let emitter = new Emitter() let eventName = 'greet' emitter.on(eventName, function(data) { console.log(data) }) emitter.emit(eventName, 'Привет пир!')
Наследование от EventEmitter¶
В приложении мы можем оперировать сложными объектами, для которых также можно определять события, но для этого их надо связать с объектом EventEmitter
. Например:
const util = require('util') const EventEmitter = require('events') function User() {} util.inherits(User, EventEmitter) let eventName = 'greet' User.prototype.sayHi = function(data) { this.emit(eventName, data) } let user = new User() // добавляем к объекту user обработку события "greet" user.on(eventName, function(data) { console.log(data) }) user.sayHi('Мне нужна твоя одежда...')
Здесь определена функция конструктора User
, которая представляет пользователя. Для прототипа User
определяется метод sayHi
, в котором генерируется событие greet
.
Но чтобы связать объект User
с EventEmitter
, надо вызвать функцию util.inherits(User, EventEmitter);
. Она позволяет унаследовать классу User
функционал от EventEmitter
. Благодаря этому мы можем через метод on()
добавить к событию объекта user
какой-нибудь обработчик, который будет вызван при выполнении метода user.sayHi()
.
С помощью возможностей ES6 мы можем упростить выше пример:
const EventEmitter = require('events') let eventName = 'greet' class User extends EventEmitter { sayHi(data) { this.emit(eventName, data) } } let user = new User() // добавляем к объекту user обработку события "greet" user.on(eventName, function(data) { console.log(data) }) user.sayHi('Мне нужна твоя одежда...')
Результат будет тот же, но теперь не нужно использовать функцию util.inherits
.